Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

New

Причины развития синдрома выгорания

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:

1. Субъективные (индивидуальные). Связаны с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники – те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2. Объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями. Например: с увеличением профессиональной нагрузки, большим рабочим днем (больше 8 часов), отсутствием выходных и отпусков, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой со стороны руководства и коллег, нестабильная атмосфера в семье и т.д.

 

Стадии синдрома выгорания.

Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

  1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального

выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат – в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

Маркеры:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

 

Профилактика синдрома выгорания

Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания». Что делать? Спросите вы. Обратиться к психологу и лечить заболевание. Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в разных направлениях. Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле – борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:

1. Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.

2. Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между коллегами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации.

3. Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявлений СЭВ – ощущение бессмысленности работы.

4. Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.

5. Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым для исполнителя.

6. Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение.

7. Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры (к примеру, поменять секретарей судебных заседаний у судей с учетом особенностей психологической совместимости).

8. Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент развития.

9. Оказывать помощь молодым специалистам в адаптации к своей деятельности.

10. Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) график дежурств, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др.

11. Особое значение имеют предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.

12. При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и самовоспитанием, профилактикой развития СЭВ у себя самого, выражающегося, например, в нетерпимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др. Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным. В обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.). Следовательно, очень многие, кто страдает синдромом эмоционального выгорания, стараются найти расслабление в легкодоступных вещах. Но каждое очередное "похмелье" рождает замкнутый круг, создающий зависимость от этих расслабляющих факторов, и из этого круга очень сложно выбраться. Слабые люди теряют работу и становятся отбросами общества, если не успевают вовремя взять себя в руки. Сильные вовремя понимают, что подобные варианты не способствуют выздоровлению и идут на серьёзные правильные меры для устранения проблемы.

Правила позитивного мышления

1.Считай себя удачливым.

2. Не уклоняйся от принятия решения.

3. Люби себя, или по крайней мере постарайся себе нравиться.

4. Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились).

5. Считай все достижимым.

6. Доводи начатое до конца.

7. Не оправдывайся.

8. Отстаивай свои права.

9. Контролируй услышанное.

10. Будь терпеливым.

11. Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе относятся другие.

12.Ты имеешь право делать ошибки.

13. Развивай уверенность в себе.

14. Учись быть счастливым!

15. Добивайся своего. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!