Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Банты, торты, позвонишь, прибыл, средства, верба, документ, договор, красивее, начала
Задание 2. Есть ли в затранскрибированных словах непроизносимые согласные? Дайте слова в орфографической записи.
- [Б' изыскусный]; 6) [посный];
- [шэств' ийэ]; 7) [усный];
- [пр' ихваснут']; 8) [пр' идв' эс' н' ик];
- [йаства];
- [трас' н' ик];
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Замените каждый фразеологизм одним прилагательным:
желторотый птенец – ______________________________________
язык без костей – ________________________________________
семи пядей во лбу –_________________________________________
в рубашке родился -________________________________________
стреляный воробей – _______________________________________
Задание 5. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
. . . - это краткие мудрые изречения с поучительным смыслом.
Чтобы узнать, какое слово пропущено, нужно решить несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв. Какое слово получилось? Приведите один пример такого изречения.
- Наука, изучающая постановку знаков препинания.
- Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
- Слова, близкие по лексическому значению.
- Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
- Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
- Предложения, которые произносятся с особым чувством.
- Гласная после ц в слове ц…рк.
- Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
- Гласная после ц в слове ц…пленок.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. В каком предложении неправильно определена основа предложения?
1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
3) Хмуро тянется непогожий день.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.
Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
а) изредка снег;
б) снег срывался;
в) срывался с ветвей;
г) на землю;
д) падал на землю;
е) изредка срывался;
ж) падал хлопьями;
з) тяжёлыми хлопьями.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Эти четыре слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.
Ответ:__________________________________________________________
Задание 10. Вот список существительных:
1) очи; 2) бигуди; 3) жалюзи; 4) усы; 5) санки; 6) лыжи; 7) коньки; 8) каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
а)5,6,7; б)5,6,7,8; в) 3,5,8; г)2,3,5,8; д) 1,2,3,5,8
Ответ:_____________________________________________________________
Задание 11. Найдите лишнее слово среди синонимов
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Ответ:_____________________________________________________________
5 класс
Олимпиада по русскому языку
- Расставьте ударение в словах.
Банты, документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, апостроф, красивее, шофер,
кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла.
- Выполните транскрипцию индийской пословицы.
Большой ум лучше силы буйвола.
- Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие
одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
- Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
- Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.
- Решите орфографическое уравнение. Какой пример не поддаётся решению?
печка → печник = лес→ ?
песок → песочный = известь→ ?
красный → красноватый = деревянный→ ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
- Прочитайте отрывок из «Песни о Вещем Олеге» и выпишите устаревшие слова.
Замените их современными вариантами.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё;
Воителю слава –отрада;
Победой прославлено имя твоё,
Твой меч на вратах Цареграда.
- Определите, какие языковые средства и тропы представлены в предложениях.
НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ
ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно
жевали траву.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краюродном?
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна …
Пробирается луна
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя …
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Норка вылезла из норки
Серебряный ручей.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
- Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи
ними, выступающими в роли разных частей речи.
Ожёг, стекло, три, печь.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте
следующие слова:
- существительное, обозначающее действие;
- прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию»;
- существительное – название лица по его действию.
- Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула Ребята сюда!
Б) Мы знали что скоро наступит ночь.
В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и
картофель.
Д) Солнце играет светом льет теплые лучи на землю.
- Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которого образуется новое слово, например, арка - кара
порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка –кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова -
анограммы.
- Переведите предложение на современный русский язык.
А Римъ великий град стоить на рҌцҌ на ТиверҌ за 12 миль до моря. ( заметка о Риме 1400-1500 год)
Риме 1400- 1500).
Пояснение: переведённое предложение необходимо записать в соответствии с
нормами русского языка.
Примечание: современное название реки, на которой стоит Рим, - Тибр.
- Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава
дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава.
Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
раскрыть » / « свернуть