В начале XXI века торговля людьми приобрела масштабы, подрывающие экономические и социальные устои общества, наносящие значительный вред имиджу государства. Проблема торговли людьми является комплексной программой, несущей в себе угрозу национальной безопасности страны, нарушает основные права и свободы человека, тормозит общественный прогресс.
Белорусское государство не может оставить эту проблему без пристального внимания. По оценкам экспертов тысячи женщин, мужчин, детей ежегодно перемещаются через государственные границы по всему миру с целью продажи и последующей эксплуатации. В основном причина торговли людьми - экономическое положение семьи или желание повысить своё благосостояние отдельного человека. Безработица, низкая заработная плата, дискриминация по половому, возрастному принципу также способствует вовлечению женщин и детей для работы за границей.
Активная миграция белорусского населения началась с конца 90-х годов. Среди мигрирующей группы населения появились те, кто явился жертвой физического, психологического, экономического, сексуального насилия. Как правило, это женщины, оказавшиеся в разводе и воспитывающие одни несовершеннолетних детей, и подростки, находящиеся без надлежащего присмотра взрослых.
К сожалению, низкий уровень знаний о своих правах на международном рынке труда и недостаток правовой культуры в целом, а также иллюзорные представления о жизни за границей, зачастую не отвечающие действительности, способствуют тому, что увеличивается количество тех, кто пострадал в результате торговли, а также стали жертвами мошенников. Это является прямым нарушением прав ребёнка.
Ряд международных документов определяет специфику торговли детьми. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности содержит определение торговли людьми по отношению к ребёнку. Ребёнком считается любое лицо, не достигшее совершеннолетия (18 лет). Достаточно ребёнка завербовать, переместить для последующей эксплуатации, чтобы считать эти действия преступлением.
Ещё один важный международный документ. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, он даёт определения «торговля детьми», «детская проституция», «детская порнография».
«Торговля детьми означает любой акт или сделку, посредством которых ребёнок передаётся любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое другое возмещение».
«Детская проституция означает использование ребёнка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую форму возмещения».
«Детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребёнка, совершающего реальные и смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребёнка главным образом в сексуальных целях».
В Факультативном протоколе содержится требование к государствам о запрете любых форм насилия, связанных с торговлей детьми, «независимо от того, были ли такие преступления совершены на национальном или транснациональном уровне, или в индивидуальном, или в организованном порядке», а также обратить особое внимание на принятие мер, чтобы «все лица, имеющие отношение к усыновлению ребёнка, действовали в соответствии с положениями применимых международно - правовых актов».
Генеральная конференция Международной организации труда (МОТ) приняла в 1999 году Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. В ней рассматривается торговля детьми как одна из «наихудших форм детского труда». Термин «наихудшие условия труда» включает:
«а) все формы рабства и практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования в вооружённых конфликтах;
б) использование, вербовку или предложение ребёнку для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или порнографических представлений;
в) использование, вербовку или предложение ребёнку для занятия противоправной деятельностью, в частности, для производства продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;
г) работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей».
Конвенция МОТ запрещает рабство, продажу и торговлю детьми, долговую кабалу и принудительный труд (включая вербовку детей для участия в вооружённых конфликтах), поставку детей в целях проституции, порнографии и торговли наркотиками. Также Конвенция запрещает виды работ, которые по своему характеру или в силу обстоятельств, при которых они осуществляются, могут причинить вред здоровью, безопасности и нравственности ребёнка.
К сожалению, существуют и более глубинные причины торговли детьми - это насилие в семье. Жестокое обращение в семье проявляется в разных видах: физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное насилие. По некоторым данным 80% детей, вовлечённых в эксплуатацию, страдают от психологического, физического насилия в своих семьях. Большая их часть испытывала на себе различные формы сексуальной агрессии со стороны членов семьи или друзей.
Дети, страдающие от жестокого обращения в семье, имеют следующие психологические особенности и формы поведения:
- Низкая самооценка, отсутствие самоуважения и ненависть к себе.
В ситуации торговли детьми низкая самооценка сказывается, прежде всего, на отношении к себе как к жертве. Покорность судьбе, никаких попыток изменить ситуацию, негативное мышление. Часто можно услышать из детских уст: «Я заслуживаю того, что со мной происходит», «Ничего хорошего в моей жизни быть не может», «Меня не за что любить» и т.д.
- Недоверие к взрослым и в тоже время поиск внимания и участия.
Траффикёры (так называют людей, занимающиеся торговлей людьми) умеют выделять детей, которым не хватает внимания, заботы, эмоциональной близости в семье. Эти дети в постоянном поиске недополученной родительской любви и внимания. Взрослому, чтобы привлечь такого ребёнка, будет достаточно хотя бы некоторое время проявлять по отношению к нему внимание, участие, минимальную заботу. Дети и подростки могут поверить не обещаниям взрослого, а осознание того, что они кому-то нужны, что к ним испытывают тёплые отношения. Дети, лишённые родительской любви и эмоциональной близости, не раздумывают над тем, искренне ли незнакомые взрослые проявляют к ним интерес. Потребность ребёнка в ласке и внимании реализуется – и это для него главное.
3. Постоянное присутствие таких чувств, как страх, вина, стыд,смущение.
Ребёнок, постоянно испытывающий такие чувства, будет готов на любые жертвы, чтобы перестать винить себя за то, что происходит в его семье. Подростка могут уговорить за обещание вознаградить как его, так и его семью: «Заработаешь много денег, и вся семья не будет жить в нищете».
4. Побег из дома. Результатом жестокого обращения в семье может быть побег ребёнка из дома.Уход к родственникам и друзьям бывает крайне редко. Чаще всего ребёнок попадает на улицу, где суровые и жестокие законы жизни. Кто-то предложит закурить, кто-то – попробовать наркотик, кто-то заставит заняться проституцией, кто-то заставит воровать. Дети убегают из дома в состоянии отчаяния или их выгоняют родители, а попадают в ещё худшие условия.
5. Аддиктивное поведение подростков. Эта категория детей становится наиболее доступной для траффикёров. Создать мотивацию для зависимого подростка не сложно. За дозу наркотика или сигарету можно уговорить его на любые действия.
6. Неумение сказать «Нет». Говорить «Нет» чётко и уверенно необходимо уметь
не только детям, но и взрослым. Но детям это сделать труднее, так как взрослые для них непререкаемый авторитет.
7. Криминальное поведение. Ребёнок, страдающий от жестокого и пренебрежительного обращения в семье, лишённый внимания и любви, может быть вовлечён в криминальную среду, Там свои нравы, свои правила. Есть случаи, когда подростки, вовлечённые в торговлю людьми, становятся вербовщиками в среде сверстников.
8. Проституция и беспорядочные половые связи.Ребёнок, имеющий опыт проституции, в большей степени подвержен риску стать жертвой торговли людьми.
Детей, переживших насилие в семье, объединяет одно – они жертвы. Они страдают от недостатка родительской любви, внимания и искренней заботы, от нехватки еды и одежды; испытывают страх и стыд за своих пьющих или психически нездоровых родителей, чувствуют усталость от оскорблений и несправедливых обвинений, не знают радостей детства, терпят постоянные оскорбления со стороны более благополучных сверстников. Состояние жертвы не всегда осознаётся, но всегда проявляется в поведении.
Эффективная работа по предупреждению торговли детьми возможна при комплексном подходе к решению этой проблемы. Самое главное – выявление детей группы риска и проведение с ними профилактической работы.
Ещё одна категория детей, которые часто подвергаются воздействию траффикёров, - это дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах. Проблема их социальной дезадаптации требует от специалистов СППС компетентного решения. Для организации коррекционной работы с детьми, лишённых родительской опеки, необходимо знать некоторые особенности развития их личности.
Навязчивое желание выехать за границу – одна их характерных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Это связано с тем, что дети – сироты регулярно выезжают за границу на оздоровление в семьи. Находясь в гостевой семье, дети получают ту любовь и ласку, которой им не хватало в собственной семье. Кроме того, зарубежные «родители» выполняют любую просьбу детей, ничего не требуя взамен. В сознании ребёнка возникает образ счастливой беззаботной жизни за границей и угнетающей жизни на родине.
Трудности личностного развития – ещё одна особенность детей этой категории. К ним относятся трудности в формировании Я-концепции, неадекватные представления о своих возможностях и способностях, самооценке и поло-ролевой индентификации. Дети импульсивны, чрезмерно зависимы от других людей (взрослых или сверстников), более авторитетных.
Дети часто сталкиваются с трудностями принятия и достижения цели. У них низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Дети не умеют контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Им не свойственно умение правильно оценить результаты своих действий и внести необходимые коррективы.
Склонность к нарушениям поведения у детей-сирот и детей, оставшимся без родительской опеки, выражается через агрессивность, проявление неадекватных реакций, воровство. Дети этой категории склонны к аддиктивному поведению. Табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ, по мнению детей, создают образ самостоятельного, взрослого человека. Среди воспитанников интернатов и детских домов допустимым является нарушение запретов. Негативное отношение к нормативным запретам и общественным ценностям коррелируется с установкой на их нарушение. У детей отсутствует позитивная модель поведения.
Общение детей из детских домов и интернатов – это низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность навыков общения, неумение согласовывать свои действия с действиями других людей, несформированность адекватных навыков разрешения конфликтных ситуаций, социальная изолированность. У детей негативный опыт общения с взрослыми.
Социальный инфантилизм отражается в неотчётливых и размытых представлениях о социальных ролях в системе социально-одобряемых отношений, неудовлетворённой или неадекватной ориентировке в системе социальных норм и правил.
Односторонность, незрелость мотивационной сферы часто заключается в узко временной ориентации мотивов. Это выражается в стремлении «жить сегодняшним днём», пользоваться тем, что им «положено от государства». Деформация в ценностно-мотивационной сфере выражается отсутствием интереса к обучению или производственному труду, праздное времяпровождение, обладание атрибутами «красивой жизни».
Трудности эмоционального развития - неспособность идентифицировать эмоциональное состояние и чувства как свои, так и другого человека, трудности обозначения и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний, неспособность к эмпатии при наличии потребности общения с другим человеком, несформированность социальных эмоций. У многих воспитанников интернатных учреждений значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная закрытость и неумение выразить свои эмоции, нечувствительность к страданиям других людей, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным реакциям.
Большинство социальных сирот, после проживания в детских домах и интернатах, возвращается в свои прежние семьи, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни. Подростков такое положение в семье не устраивает, они соглашаются на любые условия, чтобы выбраться из подобного окружения.
При организации работы по предупреждению торговли детьми могут быть использованы различные формы и методы работы: мини - лекции, беседы, диспуты, дискуссии, тренинговые занятия, просмотры фильмов, встречи с юристами, представителями правоохранительных органов, организация клубов правовых знаний, тематических вечеров и др.
Мини – лекция является частью тренинга и позволяет структурировано, логично и быстро изложить участникам группы необходимый материал. Преимущество метода в том, что у ведущего есть возможность контролировать содержание, точно распределять время и планировать содержание. Недостаток – это минимальное вовлечение аудитории в процесс работы с информацией, отсутствия межличностного взаимодействия.
Просмотр тематических художественных и документальных фильмов. При организации работы по профилактике торговли детьми могут быть использованы: тематические видеоролики, документальные фильмы («Элькина мечта», «Жизнь в капкане», «Есть город золотой», «Выход», художественные фильмы «Лиля навсегда», «Твоё имя Юстина», «Рабство» и др.). Использование видеоматериалов оказывает глубокое эмоциональное воздействие на аудиторию, раскрывает реальность проблемы, помогает преодолеть существующие в обществе стереотипы. Однако при этом необходимо учитывать, что эмоциональное воздействие фильмов на человека индивидуально, т.к. основано на прежнем опыте человека, его стереотипах.
Диспут - это интересная форма работы, в ходе которой у участников формируются правовые взгляды, представления, критическое отношение к нарушению прав человека. Они учатся свободно выражать свои мысли, оценивать те или иные суждения, отстаивать собственную позицию.
Важным моментом в организации диспута является установление определённых правил поведения в ходе мероприятия, которые могут быть выработаны в начале работы.
Конкурс позволяет не только познакомить учащихся с тематическим материалом, но и развивает их творческие способности. Это может быть конкурс рисунков, плакатов, кроссвордов, сценариев, проектов, листовок. В рамках конкурса могут проводиться различные творческие мероприятия: КВН, «Поле чудес», «Путешествия по …».
Проведение тренинговых занятий с использованием интерактивных методов работы с учащимися является одной из наиболее эффективных форм профилактики торговли детьми. Оно создаёт для обучаемых возможность критически мыслить, учит решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать взвешенные решения, участвовать в дискуссиях, вырабатывая навыки межличностного общения. Применение разнообразных техник во время тренинговых занятий способствует сохранению внимания и работоспособности группы, отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.
Ролевая игра основывается на реальных жизненных ситуациях, смоделированных в образовательных целях. Она позволяет создать модели поведения, характерные для повседневной жизни. Учащийся получает эмоциональный опыт, опыт общения, поиска информации на основе полученных знаний в среде, свободной от опасностей, существующих в естественных условиях.
Обучение через действие – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта.
Работа в малых группах создаёт условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников занятия и является важным фактором для раскрепощения личности. Данный метод позволяет:
- вовлечь в активный процесс работы практически всех участников, даже тех, кто в больших группах предпочитает быть пассивным;
- продуктивно усваивать предлагаемый материал;
- анализировать факты и информацию;
- формулировать собственное мнение, не бояться его высказывать, учиться его аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого;
- активно и самостоятельно работать;
- комфортно чувствовать себя на занятиях;
- проявлять индивидуальность.
Анализ конкретных случаев. Этот метод даёт возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке тренинга. Он позволяет учиться без тревоги о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения. Этот метод может использоваться для диагностики проблемного решения, выработки участниками методов решения, оценки предпринятых действий по решению проблемы и их последствий.
Мозговой штурм направлен на активизацию творческой мысли учащихся. Его преимущество в том, что он требует участия всех членов группы, а в процессе коллективной работы уменьшается шанс пройти мимо продуктивной идеи.
Для успешного использования этого метода необходимо выполнение некоторых правил:
- отсутствие всякой критики;
- поощрение идей;
- равноправие участников;
- свобода ассоциаций;
- запись всех идей.
Современная общественная ситуация ставит перед молодыми людьми множество принципиальных вопросов. Решение вопросов возможно только при осознании детьми своих прав и обязанностей и умение реализовывать их в повседневной жизни. Детям данной категории необходимо овладеть навыками поведения, позволяющими сделать свой выбор в конкретной ситуации. Ответственности за свой выбор и свои поступки тоже важная составляющая.
Профилактическая работа специалистов СППС по вовлечению детей в торговлю – это не одно мероприятие. Система мероприятий позволяет привлечь к работе специалистов различных министерств и ведомств, заинтересованные общественные организации.
Литература.
- Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправным деянием на 200802010 годы. Указ Президента №624 от 6 декабря 2007г.
- Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. (Принят 25.05.2000 Резолюцией 54/263 от25.05.2000 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
- Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющий Конвенцию Организации Объединённых Наций против транснациональной организованной преступности. (Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000).
- Междисциплинарный подход в противодействии торговли несовершеннолетними. Часть 2. Практическое пособие / под общей редакцией Т.М.Степановой – Минск: Белстан, 2011. – 88с.
- Как организовать работу по предупреждению торговли людьми и минимизации её коренных причин: учебно-практическое пособие / под редакцией Е.Г.Нестерук – Минск: Мисанта, 2010. – 212 с.
- Междисциплинарный подход в противодействии торговли несовершеннолетними. Часть 1. Практическое пособие / под общей редакцией Т.М.Степановой – Минск: Белстан, 2009. – 48с.
- Домашнее насилие: проблема и пути решения / под общей редакцией С.Н.Буровой – Минск: Простыя лекi, 2008 – 46.
- Помощь пострадавшим от торговли людьми: социальные и психологические аспекты. Сборник материалов для специалистов по социальной работе и психологии / авторы – составители И.А. Альховка, Е.Г.Нестерук – Минск: Простыя лекi, 2007. – 98 с.
- Предупреждение торговли людьми в Республике Беларусь. Практическое руководство для проведения информационно-образовательной работы. / под общей редакцией Е.Г.Нестерук – Мн.: Альтиора – Живые краски, 2005 – 125.
- Г.Л.Козлова, Л.Н.Мирейчик, М.В.Пряхина. насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. – Минск, 2003 – 75.
раскрыть » / « свернуть