Н. В. Борисенко (Костюковичи)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием посещали уроки, были активными и успешными. Основными критериями успешности сегодня считаются не просто знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия и компетенции, а повседневные реалии требуют от выпускника обладать такими умениями как: преодолевать профессиональные трудности, быть готовым к принятию нестандартных решений и творчеству.
Всё это требует от учителя постоянного поиска эффективных методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Пробуя новые методы и приемы сегодня нужно стремиться как можно больше дать самостоятельности ребятам, так как это развивает уверенность в себе и в своих знаниях. Такая уверенность может быть достигнута только в случае сформированного умения самостоятельно пополнять и приобретать необходимую информацию, быть мобильным и эрудированном. Исходя из этих требований современного общества, большое внимание на своих уроках уделяю интерактивным приёмам обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности, активизировать познавательную активность, мотивировать, создавать занимательные ситуации и самое важное формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
Анализ литературы по теме позволяет выделить три подхода к определению термина исследовательская компетенция: функционально – деятельностный, основанный на личностных качествах и процессуальный (основанный на положениях научной школы человекосооразного образования). Представители функционально-деятельностного подхода (М. А. Данилов, А. Н. Журавлёв, Э. Ф. Зеер, Т. Л. Смолина, П. Ш. Ставский, Н. Ф. Талызина, М. А. Чашанов, О. Н. Шахматова, А. И. Щербаков) исследовательскую компетенцию определяют, как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности (знаниево - операционный подход) [3].
Представители личностного подхода (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. В. Попова, Н. А. Рыбаков, В. Д. Щадриков) понимают под исследовательской компетенцией – совокупность личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности [3]. Подход, основанный на принципе человекосообразности (по А. В. Хуторскому) – идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей [4, с. 3].
Исходя из анализа литературы и собственной педагогической деятельности, модель развития исследовательской компетенции представляется следующей. При создании развивающей среды с использованием интерактивных приёмов обучения, учётом особенностей подросткового возраста (период, при котором интеллектуальные возможности достигают своего максимального развития, и происходит стремительное развитие познавательных процессов), комплексном использовании средств обучения и создании атмосферы психологического благополучия будет формироваться потребность личности в исследовательской деятельности, которая и будет развивать исследовательскую компетенцию.
Структура исследовательской компетенции включает 4 основных компонента: мотивационный компонент, включает познавательный мотив и интерес учащегося; когнитивный компонент, проявляется в способностях к исследовательской деятельности, что означает уметь видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения, создавать тексты работы, создавать теории, защищать свои идеи; деятельностный компонент, включает умения и навыки, такие как самостоятельность, активность, аналитическое и критическое мышление; коммуникативные навыки; аксиологический компонент, проявляющийся в ценностном отношении к процессу и результату исследования. На данном этапе выстраивается некая логическая цепочка, принимаются аргументированные решения.
Представленная модель подчеркивает, что процесс вовлечения подростка в исследовательскую деятельность и формирования в последующем исследовательской компетенции не является однодневной процедурой. В основу опыта положена идея использования интерактивных приёмов обучения на уроке немецкого языка как эффективный способ обучения, так как обучение в данном случае построено всегда с использованием игрового взаимодействия или механизма интеракции (с английского языка «интер» - активный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща). Использование интерактивных методов на уроке позволяет повысить объём усвоенного материала до 90 процентов.
Многообразие интерактивных методов обучения привело к попыткам создания классификации:
- О. А. Голубкова, А. Ю Прилепо (на основе коммуникационной функции: дискуссионные, игровые, психологические);
- Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова (дискуссионные, игровые, тренинговые);
- О. С. Анисимов (традиционные, новые, новейшие);
- В. А. Вакуленко, И. Е. Уколова (вербальные, невербальные) [1].
На мой взгляд, классификация С. С. Кашлева, которая основана по ведущей функции педагогического взаимодействия, наиболее выигрышна в рамках учебного предмета «Немецкий язык: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы организации обмена деятельностями; методы организации мыследеятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры) [2, с. 10].
Метод создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации представляют собой «коммуникативную атаку», которая организуются чаще всего учителем с целью включения всех учащихся в процесс коммуникации. Примерами такой работы на уроке немецкого языка могут быть следующие приёмы: «Аллитерация», «Подари цветок», «Клубочек», «Снежный ком», «Живое предложение»; игры: «Репортер», «Один шаг - одно слово». 100% активность достигается при разучивании рифмовок, песен, стихотворений с использованием приёма «Доскажи словечко». Все перечисленные приёмы учат ребят строить предложения, задавать вопросы, высказывать суждения, развивают фонетические и коммуникативные знания.
Метод организации обмена деятельностями сочетает в себе индивидуальную и групповую совместную работу участников, объединённых в творческую группу. Яркими примерами такой работы могут быть следующие: при работе с текстом, с целью снятия языковых трудностей, при первом предъявлении текста ребята самостоятельно просматривают и выписывают незнакомые лексические единицы на отдельные, заранее приготовленные карточки. Затем представляют их классу и с помощью приёма «Мозговой штурм» на основе контекста пытаются определить значение слова. Работа с лексикой продолжается оформлением «многоуровневой книжечки». Такая работа учит ребят давать определения понятиям, высказывать свои суждения, развивает культуру письменной речи. Следует отметить также приёмы «RückenDiktat», «Dialog-Puzzle». Названные выше упражнения помогают учиться строить диалог, добывать необходимую информацию, развивать коммуникативные навыки.
Метод организации смыслотворчества проявляется в создании учащимися и учителем нового содержания образовательного процесса. Работа в этом направлении организуется мной с использованием интерактивных тетрадей. Интерактивная тетрадь по немецкому языку - это своеобразная форма ведения тетради, которая позволяет школьникам активно анализировать и взаимодействовать с новой информацией не только на занятиях, но и дома. Интерактивная тетрадь – это, по сути, «готовая шпаргалка» с правилами и подсказками по изученным темам. Работа по её оформлению способствует развитию многих способностей, в том числе: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, задавать вопросы, определять те или иные понятия, классифицировать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения, создавать тексты своей работы. Широкое применение получил сегодня такой вид работы, как создание лэпбука (в переводе с анг. lap – колени, book - книга), дословный перевод звучит как «книжка на коленях», но можно встретить и другие названия, такие как тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Суть такого вида работы заключается в самостоятельном создании интерактивной папки с кармашками, что позволяет проявлять творчество, обобщать пройденную информацию в четкую «картинку», которая в последующем остаётся в памяти.
Метод организации мыследеятельности призван создавать благоприятную атмосферу, развивать положительную мотивацию, стимулировать активную мыслительную деятельность каждого учащегося. Для организации такой работы хорошо подходят настольные игры, которые можно использовать как способ проверки домашнего задания. Для совершенствования лексических единиц и речевых образцов использую приёмы «Гусеница», «Мой словарь».
Метод организации рефлексивной деятельности направлен на самоанализ своей деятельности, результатов, достигнутых на уроке. Я использую такие упражнения, как «Дерево знаний», «Острова», «Лесенка успеха», «Листок достижений».
Интерактивные игры на уроке немецкого языка – это способ взаимодействия участников педагогического процесса, направленный на формирование ведущих видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, восприятие и понимание на слух). В моей копилке присутствуют следующие интерактивные игры: «Лови ошибку», «Незаконченное предложение», «Lückentext», «Бюро находок», «Соотношение последовательности событий, «Продолжи фразу», «Продолжи рассказ», «Что происходит на картинке», «Laut-Würfel», «Переводчики», «Вспомни и запиши», «Wortigel», «Laut-Würfel», «Добавь букву», «Найди пару», «Подумай, сколько значений у слова / выражения», «Забрось мяч», «Чудо дерево», «Угадай-ка», «Tagebuch», «Diktat-Tandem», Konjugationswürfel», «BingoderunregelmäßigenVerben», «Fall-Leporello» [5, с. 38].
Практика показала, что применение интерактивных приёмов обучения на уроках немецкого языка в 5-7 классах стимулирует интерес, познавательный мотив, развивает самостоятельность, активность, коммуникативные навыки, аналитическое и критическое мышление, формирует самокритичность у ребят. Технологию интерактивного обучения можно использовать на отдельном уроке, факультативном занятии, индивидуальной консультации по подготовке к олимпиаде и централизованному тестированию. Этот метод можно использовать точечно на одном уроке, а можно разработать целую серию уроков по конкретной теме. Ключевым понятием при такой работе становится опыт, который появляется вследствие самостоятельного поиска, и служит главнейшим источником учебного познания.
Список используемых источников
- Главницкая, И. Н. Понятие и виды интерактивных методов обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.bntu.by/images/stories/mido/ntik5/glavnitskaya1.pdf– Дата доступа: 26.09.2019
- Кашлев, С. С. Интерактивная педагогика как инновационное явление / С. С. Кашлев // Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодёжи: интерактивная педагогика: материалы международной науч.-практ. конф. – Минск, НДОЛ «Зубрёнок», 12-14 мая 2008 г. – С. 5-13
- Литвинова В. Г., Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com– Дата доступа: 21.11.2019
- Хуторской, А. В. Исследовательские компетенции ученика и педагога в условиях научной школы человекосообразного образования
- Kleine Helfer für die Schülerhand. DAZ Sekundarstufe I. Bastelvorlagen zum BE-GREIFEN von Methoden und Regeln. ß Verlag an der Ruhr, Mülheim an der Ruhr, 2018.- 64 s.
раскрыть » / « свернуть